РОСКОШНЫЙ АР-ДЕКО. Кино-путешествие в стиль
Вместе с Натальей Зориной, декоратором и искусствоведом, мы путешествуем по стилям и кинофильмам.
01.11.2016, Стиль и цвет
Роскошь светской жизни
Стилистика Ар-деко, как и любой иной "тотальный" стиль, не сформировалась в один день. Квинтэссенцией идей, присущих этому стилю, стала Международная выставка декоративного искусства 1925 года.
Сам термин "Ар-деко" прижился намного позже – в 60 гг. Современники описывали характерные новинки дизайна по-разному: "модернизм", "джаз-модерн", "зигзаг". Объединяющим звеном всех стилистических изысков 20-30-х годов была их современность.
Сам термин "Ар-деко" прижился намного позже – в 60 гг. Современники описывали характерные новинки дизайна по-разному: "модернизм", "джаз-модерн", "зигзаг". Объединяющим звеном всех стилистических изысков 20-30-х годов была их современность.
Кадр из фильма ''Артист'' (The Artist), 2011 год. Режиссёр: Мишель Хазанавичус.
Наряду с радикальным функционализмом и неоклассицизмом, активно развивавшимися в данные годы, стилистика Ар-деко получила большее распространение также благодаря использованию современных технологий. Кроме того, Ар-деко, обладая эстетикой "машинного века", был весьма декоративен. Возможно, он был более меркантильным, чем модернизм в целом, это и вызывало критику со стороны современников.
Вот как описывает стилистику Канн 30-х годов писатель-юморист Осберт Ланкастер: "Обилие стекла персикового цвета, усыпанного как песком, неясным кубическим узором, настенной живописью с золотым фоном в манере Хосе Мария Серта и гобеленами, которым далеко до Люрса. На этом фоне парадом выступает невиданная коллекция пэров, сутенеров, повес, крупных магнатов, кинозвезд, модных манекенщиц, американских князей и супруг австралийских раджей".
Несмотря на такую оценку, Ар-деко был очень популярен в 20-30-х гг. прошлого века и, просуществовав вплоть до 40-х гг., позже находил своих поклонников в 80-е и 2000-е годы. Объяснением тому служит повсеместное распространение новой стилистики, ее международное признание. Родившись в Париже, своего апогея стилистика Ар-деко достигла в Нью-Йорке, в облике небоскребов Крайслер-Билдинг, Эмпаир-Стейт-билдинг, отеля "Астория" и мьюзик-Холла Радио-Сити. Кроме того, Ар-деко стал стилем, сумевшим объединить архитектуру, декоративное искусство и производство бюджетных товаров широкого спроса.
Вот как описывает стилистику Канн 30-х годов писатель-юморист Осберт Ланкастер: "Обилие стекла персикового цвета, усыпанного как песком, неясным кубическим узором, настенной живописью с золотым фоном в манере Хосе Мария Серта и гобеленами, которым далеко до Люрса. На этом фоне парадом выступает невиданная коллекция пэров, сутенеров, повес, крупных магнатов, кинозвезд, модных манекенщиц, американских князей и супруг австралийских раджей".
Несмотря на такую оценку, Ар-деко был очень популярен в 20-30-х гг. прошлого века и, просуществовав вплоть до 40-х гг., позже находил своих поклонников в 80-е и 2000-е годы. Объяснением тому служит повсеместное распространение новой стилистики, ее международное признание. Родившись в Париже, своего апогея стилистика Ар-деко достигла в Нью-Йорке, в облике небоскребов Крайслер-Билдинг, Эмпаир-Стейт-билдинг, отеля "Астория" и мьюзик-Холла Радио-Сити. Кроме того, Ар-деко стал стилем, сумевшим объединить архитектуру, декоративное искусство и производство бюджетных товаров широкого спроса.
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Характерными чертами данного стиля являются четкие, геометрические формы предметов интерьера и отделки в сочетании со стилизованными растительными орнаментами, использующимися как на барельефах, так и в обивке мягкой мебели.
Наличие этнических мотивов в изгибах мебели или рисунках тканей – следствие бурного интереса к искусству востока и Египта, волновавшее Европу после открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона.
Также для стиля Ар-деко характерно как обилие дорогих роскошных материалов и богатых фактур: редкие породы дерева и кожи, инкрустации, эмали, витражи, детали из латуни – так и аскетичных, стали или алюминия. Используемые ткани: шелк, бархат, изысканный сатин, парча, кожа и мех.
Цвет стиля – присутствует много охристых оттенков – золото во всем многообразии в сочетании с контрастным черным и цветом слоновой кости. Также уместны насыщенные винные оттенки, пурпурный, фиолетовый и темно-синий.
Наличие этнических мотивов в изгибах мебели или рисунках тканей – следствие бурного интереса к искусству востока и Египта, волновавшее Европу после открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона.
Также для стиля Ар-деко характерно как обилие дорогих роскошных материалов и богатых фактур: редкие породы дерева и кожи, инкрустации, эмали, витражи, детали из латуни – так и аскетичных, стали или алюминия. Используемые ткани: шелк, бархат, изысканный сатин, парча, кожа и мех.
Цвет стиля – присутствует много охристых оттенков – золото во всем многообразии в сочетании с контрастным черным и цветом слоновой кости. Также уместны насыщенные винные оттенки, пурпурный, фиолетовый и темно-синий.
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из фильма ''Жизнь в розовом цвете'' (La môme), 2007год. Режиссёр: Оливье Даан.
Кадр из фильма ''Полночь в Париже'' (Midnight in Paris), 2011год. Режиссёр: Вуди Аллен.
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Кадр из сериала ''Подпольная империя'' (Boardwalk Empire). Режиссер: Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер, Джереми Подесва.
Кадр из сериала ''Подпольная империя'' (Boardwalk Empire). Режиссер: Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер, Джереми Подесва.
Кадр из сериала ''Подпольная империя'' (Boardwalk Empire). Режиссер: Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер, Джереми Подесва.
Одним из символов Ар-деко является изображение солнца, обильное использование этого мотива отражено в зеркалах с расходящимися от центра лучами в многочисленных орнаментах и декоре.
Остальные орнаменты имеют явную геометрическую синхронность: различные зигзаги, квадраты со скругленными углами, круги и шевроны.
Часто встречается стилизованное изображение фортепианных клавиш – от геометрической формы до контрастных черно-белых изображений. Так называемая "стремительная троица" – три линии, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, – также характерная черта декора.
В целом, данный стиль можно охарактеризовать как дорогой, комфортный и элегантный. Это, безусловно, функциональные интерьеры, в которых изысканная отделка сочетается со всеми новинками технического прогресса.
Остальные орнаменты имеют явную геометрическую синхронность: различные зигзаги, квадраты со скругленными углами, круги и шевроны.
Часто встречается стилизованное изображение фортепианных клавиш – от геометрической формы до контрастных черно-белых изображений. Так называемая "стремительная троица" – три линии, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, – также характерная черта декора.
В целом, данный стиль можно охарактеризовать как дорогой, комфортный и элегантный. Это, безусловно, функциональные интерьеры, в которых изысканная отделка сочетается со всеми новинками технического прогресса.
Кадр из фильма ''Полночь в Париже'' (Midnight in Paris), 2011год. Режиссёр: Вуди Аллен.
Кадр из сериала ''Подпольная империя'' (Boardwalk Empire). Режиссер: Тимоти Ван Паттен, Аллен Култер, Джереми Подесва.
Кадр из фильма ''Великий Гэтсби'' (The Great Gatsby), 2013 год. Режиссёр: Баз Лурман
Читайте также
Получайте полезные рассылки от WilliZ
Подписываясь на рассылку, вы подтверждаете согласие с «Соглашением на обработку персональных данных».
Вам также может быть интересно
Получайте полезные рассылки от WilliZ
Подписываясь на рассылку, вы подтверждаете согласие с «Соглашением на обработку персональных данных».